Масонские ложи.
Масонские и (позже) магические ложи, вероятно, строились именно на этом желании совместно владеть пока ещё неясным (даже для них самих) тайным знанием о механике мироздания. Такой подход давал им возможность предложить в качестве контролёров «изнанки реальности» самих себя - интересный ход требующий немало наглости и самоуверенности.
Всем было понятно, что на практике ложи работали (и работают ныне) прежде всего как клубы, аккумулирующие политическое влияние своих членов. Но такой прагматичный подход выглядел чересчур приземлённым, и члены тайных лож стремились предъявить публике какие-нибудь иные основания: твёрдо чтимый моральный и религиозный кодекс, затем - приобщённость к мистическим основам мира, ещё позднее - приверженность нетрадиционным оккультным знаниям и обрядам, которые бросают вызов «общественной морали».
Вряд ли движение от твёрдых нравственных основ к показной аморальности можно расценивать как прогресс (хотя такая динамика и даёт богатый сюжетный материал для городского фэнтези и романов ужасов). Созданный масонами герметический орден «Золотая заря» породил каббалиста и проповедника оккультизма Алистера Кроули. Алистер Кроули стал прототипом зловещего Романа Кастевета в «Ребёнке Розмари» Айры Левина, а дальше линия культурного наследования разветвляется и разрастается до немыслимого разнообразия. Художественный результат налицо, однако вряд ли первые основатели масонских лож заботились об искусстве. Подозреваю, нынешние голливудские интерпретации ввергли бы ранних «вольных каменщиков» в немалый религиозный ужас.
Пожалуй, лучше всех раскрыл тему эволюции подобных «тайных обществ» несравненный Умберто Эко в «Маятнике Фуко». Смысл, первоначально заложенный в основу сих сообществ, по мере накопления в мире перемен теряет актуальность, приобретает характер догматической чепухи, ревниво охраняемой, но непригодной для какого бы то ни было применения. То, что некогда было точкой опоры для переворота мира, становится шутовским приспособлением, которое путается под ногами и мешает сделать шаг.
Единственное, чего безусловно добились наследники тамплиеров, иллюминатов и прочих полутайных держателей ключей от Изнанки, - это устойчивая популярность идеи о «тысячелетнем заговоре» у писателей ранга Дэна Брауна и многочисленной армии их читателей.
Прямо скажем, не самый экзотерически значимый результат. Предполагалось-то направлять человечество по пути ко всеобщему благу, а получилась многомиллионная раскрутка криптофантастических триллеров...
Однако история знает и поистине удивительные примеры того, насколько плодотворна может быть «правильно наведённая галлюцинация».
Публикуя в 1997 году свою «Игру об Уильяме Шекспире», Илья Гилилов явно предполагал, что вносит вклад в шекспироведение. Однако вышло так, что большее влияние его книга оказала на шекспирологию.
Разница между этими двумя понятиями, возможно, представляется слишком условной (первое название является всего-навсего переводом второго на русский), но как минимум интуитивно эта разница ощутима. Шекспирологня ассоциируется с конспирологией, а давно известные непонятой, связанные с личностью и наследием старины Уильяма, дают любителям исторических загадок великолепный материал для спекуляций. Илья Гилилов выстроил более-менее внятную систему аргументов в пользу того, что драматург Уильям Шекспир был «виртуальным» персонажем, порождённым тянувшейся несколько десятилетий литературной игрой. То есть продуктом не исторической реальности, а одной из версий её Изнанки.
Был ли реальный актёр Билл Шакспер полуграмотным скрягой или нет. существовал ли на самом деле блистательный знаток наук и искусств и гениальный драматург Уильям Шекспир, в общем, не имеет для истории большого значения.
Да и для литературы важны в первую очередь тексты, а не автор, оставивший, помимо произведений, не так уж много материальных следов своего существования. Но вот для нашей темы - соотношения реальности и её Изнанки - этот пример даёт почти уникальную возможность оценить ту власть над реальностью, которую может приобрести виртуальная сущность. Потому что коль скоро главной формой существования Шекспира в XX веке остаются его тексты и постановки его пьес, то, что изменится, если Шекспир в просвещённом мнении народных масс будет признан никогда не существовавшим? Разве это скомпрометирует его трагедии, комедии, сонеты? Вовсе нет.
Человек, воплотившийся в текстах, обретает через них существование вне зависимости от того, порождён он женщиной или воображением, реальностью или Изнанкой.
Не то чтобы это был совсем новый вывод, однако всего несколько лет назад его сумел парадоксально поддержать вполне реальный (то есть гарантированно существующий во плоти) писатель Евгений Лукин.
В рассказе 2006 года «Толкование яви» он организовал для своего персонажа сеанс психоанализа, на котором разбору подверглись не сны героя, а реально произошедшие с ним события. Аналитик, проводивший сеанс, счёл факт реальности этих событий несущественным, ибо научный метод должен работать независимо оттого, какая часть сообщённой пациентом информации была сформирована сознанием (то есть реальностью), а какая - подсознанием (то есть Изнанкой).
С шекспирологической темой это утверждение срастается без малейшего зазора. Потому что достаточно взять в руки однотомник Шекспира, чтобы убедиться, что в действительности Бард всё-таки существовал - даже если на самом деле его не было.
Ничего удивительного, впрочем. Порождения Изнанки порой гораздо более значимы для реальности, чем иные субъекты, снабжённые метрикой и паспортом.
Каждый любитель фантастики легко вспомнит несколько книг и фильмов, герой которых вдруг обнаруживает, что, помимо известной ему реальности, существует ещё и другая, «изнаночная». Именно таковы «Никогде» Нила Геймана, «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко, «Войны начинают неудачники» Вадима Панова, недавний фильм Джорджа Нолфи.
Нет комментариев. Ваш будет первым!