Мифы о рае.
Постараемся понять значение некоторых библейских легенд, абстрагируясь от всяких чувств и религиозных убеждений. Речь идет не о том, чтобы поверить в какой-либо библейский миф или опровергнуть его, а о том, чтобы осветить его с иной точки зрения, на основе научных открытий, сделанных современными историками и археологами. Мы также учтем рассказы и легенды, сходные с изучаемым мифом. Говоря о Библии, обратимся к сведениям, которые можно понять благодаря тайным кодам каббалы, определяемым как математикой и логикой, так и вдохновением и умозрительными построениями. Обратим особое внимание на тот факт, что великие библейские мифы нередко состоят из многочисленных символов, совокупность которых составляет сообщение. Оно оставлено людьми, которые пережили такие важные события, что сочли необходимым передать этот опыт нам. Действительно, эти мифы возникли, когда письменность еще только зарождалась и не была достоянием всех людей. Они по большей части анонимны не только из-за времени, которое не позволило сохранить имена их авторов, но и вследствие их священного характера, а также из-за табу, связанного с письменностью. Чаще всего, если воспринимать библейские рассказы буквально, они кажутся бессмысленными и неправдоподобными. Если же воспринимать их с точки зрения поэзии, мифологии или религии, в зависимости от наших убеждений или верований, то отношение изменится. В рассказе об Адаме и Еве можно выделить универсальные и постоянно повторяющиеся символы: Рай, первый человек, первая женщина, грех.
Рай
Для древних людей Рай был самым прекрасным образом потустороннего мира. Наиболее распространенное символическое изображение Рая - это чудесный сад. Райский сад, расположенный в центре космоса, был конечной целью человека. Однако в библейских рассказах Рай описывается в начале времен. Его можно связать с мифом о Золотом веке, из которого человечество вышло и который оно должно однажды вновь обрести.
Сад наслаждений Эдем - потерянный рай, в который надо найти дверь - можно сравнить с символами лабиринта и тибетской мандалой.
Однако описание Рая в первых редакциях Библии основано на более раннем тексте, составленном шумерами и заимствованном вавилонскими семитами, в котором говорится о «стране живущих», расположенной на юго-западе Персии и омываемой четырьмя реками. В Книге Бытия (глава II, IQ- 14) сказано: «Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон.
Имя второй реки Тихон, третьей реки Тигр, четвертая река Евфрат. Таким образом, оказывается, что сад Эдем расположен в конкретном географическом месте. Заметим также, что для каббалистов сад Ган-Эдем из рассказа о сотворении мира - это место, из которого Адам должен выйти, чтобы развиваться. По их мнению, этот сад сравним со слишком удобным местом обитания, в котором человек жил бы в праздности, комфортных и незыблемых психологических и физических условиях, в которых он никогда бы не смог проявить свою свободу воли или сознательность.
Адам и Ева
Они образуют первую пару, которая кажется нам нераздельной. Следует напомнить, что их совокупление, считающееся грехопадением, впервые описано в текстах еврейского теолога Филона Александрийского в начале нашей эры. Однако, поскольку тексты Библии были составлены в различные эпохи, мы располагаем двумя различными версиями рассказа о создании Адама и Евы. Первая версия названа Яхвистской, поскольку Бог зовется Яхве. Вторая, более поздняя, версия названа Элогистической, поскольку Бог в ней появляется под именем Элогим.
Во второй версии рассказа Адам и Ева представлены, как две половины двуполого существа, которое было разделено. Именно этой версии придерживаются каббалисты, которые назвали первого человека Адамом по аналогии со словом «адама», то есть земля Адама - мужчина и женщина одновременно. Как не вспомнить миф о потерянном Рае, в том смысле, как понимают его каббалисты, по мнению которых первый человек - это существо, которым мы должны стать.
Грехопадение
Врачи Месопотамии не обладали современными научными знаниями, но они знали, что некоторые болезни могут передаваться посредством простого контакта. Они лечили, готовили лекарства и практиковали изгнание злых духов. Действительно, они считали, что носитель болезни не только заразен, но и подвержен порче, в которой он сам был в некотором смысле виновен. А значит, он совершил грех, нарушил правила и законы, принятые в данной цивилизации, стал жертвой. Таким образом, его следовало не только лечить, но также избавить от греха, тем более что он мог совершить его помимо своей воли. Именно в таком историческом контексте были составлены первые рассказы Библии. В древнееврейской мифологии Ветхого завета понятие о проступке, которого виновный может не осознавать, приобретает особый смысл. От проступков следует предохранять. Для этого достаточно составить список запретов. Тот, кто не будет нарушать запреты, сумеет избежать зла, болезней, страданий. Увы, это оказалось непросто, поскольку даже мужчины и женщины с чистыми помыслами и намерениями страдали безо всякой видимой причины. Значит, следовало придумать первопричину, первородный грех, который по яхвистской версии был совершен Евой, а, по мнению каббалистов и элогистов, двуполым Адамом. Это объясняло муки и страдания невинных жертв. Так родился миф о первородном грехе.
Нет комментариев. Ваш будет первым!