Жезл великих держав.

26 июня 2012 -
article68.jpg

Древнеиший символ морских держав, само олицетворение водной стихии - трезубец - имеет древнюю и весьма инте­ресную историю. Когда-то служивший орудием морских бо­гов, со временем он превратился в олицетворение хаоса и атрибут самого Сатаны. Что, кстати, не мешает его использо­вать как символ целого государства.

Если спросить первого встречного, на гербе каких государств, присутствуют сельскохозяйственные орудия, ответ будет очевид­ным: «СССР - серп и молот!» И, может быть, найдется еще кто-нибудь, кто вспомнит о рыболовном гарпуне с тремя остриями - украинском трезубце.

Вся миро­вая история свидетельствует о том, что с государственными символами шутки плохи. Их применение должно быть обусловлено, и за них полагается отвечать. Причем не перед соседями, а перед той самой стихией, которую эти символы олицетворяют. Первый же опыт применения трезубца как госу­дарственного атрибута закончился весьма плачевно.

Об истории с Минотавром, Лабиринтом и Тезеем слышали многие. Хозяином же человека-быка и самого Лабиринта был критский царь Минос, реальный исторический деятель

 

 

XV века до нашей эры - жесткий, успешный и довольно алчный человек, одержимый идеей мирового господства. Он построил сильней­ший для своего времени флот, искоренил пиратство и получал немаленькую мзду со всей морской торговли. Но этого показалось мало. Именно тогда Минос ввел в символику крито-микенской культуры трезубец - орудие морского бога Посейдона. Этим же символом царь украсил свою печать и велел называть себя Сократом, то есть властителем морей.

Можно сколько угодно высмеивать идею божественного возмездия, но то, что слу­чилось с критским государством, заставляет задуматься. Извержение вулкана Санторин, чудовищной силы цунами - и высочайшая культура, образцы искусства которой способны поразить воображение даже сейчас, в одноча­сье перестала существовать. Так распорядился истинный владыка морей.

Долгое время, чуть лине тысячу с лишним лет, трезубцы были не в фаворе. Нет, кое-кто ими пользовался, но их никогда не возводили в ранг государственного символа. Скорее, трезубцы Посейдона стали отличительным знаком или оберегом у людей, не чуждых морских дел. Только в V веке до нашей эры на берегах Черного и Азовского морей появилась держава, которая рискнула использовать трезубец как официальный символ. Называ­лась она Боспорским царством и управлялась династией Спартокидов, которые возводили свое происхождение... к богу Посейдону. Видимо, доля правды в этом была, поскольку владыка морей относился к ним благосклонно. Впрочем, держава благополучно рухнула сама по себе. Ее земли были заняты Римом, где к Посейдону и его брату-близнецу Нептуну относились с должным почтением, но трезубец все-таки не сильно жаловали.

Именно римляне развили греческую идею символики трезубца до ее логического совершенства. Что такое море? Могучая стихия, которая способна как возвысить, так и погубить. Плюс к этому - Мировой океан как олицетворение первозданного хаоса и разрушения. Соответственно, трезубец, как символ стихии, ассоциировался с безликим мраком, холодом морских пучин, ужасом разрушительного шторма. Филиал ада, где, к слову, правил бог Аид, символом которого был двузубец. Недаром римские праздники Нептуналии, посвященные морскому богу, совпадали по календарю с Лемуралиями - днями неуспокоенных душ.

 

 

Когда же Рим принял христианство, трезубец вполне логично стал одним из символов «Князя мира сего», то есть Сатаны. Собственно, мы и по сей день привыкли видеть черта не иначе как с рогами, хвостом и трезубыми вилами.

Сходным образом, только минуя морскую семантику, развивалось восприятие трезубца у других индоевропейских народов - Ариев. Одним из главнейших атрибутов арийского божества Шивы являлся трезубец, очень похожий на Посейдонов. Собственно, одно из 108 имен Шивы так и звучит - Тришулдхара, то есть «Держатель Трезубца». Обычно эта его ипостась соотносится еще с одним именем, Бхайрава, что в переводе означает «Ужасней­ший».

С этим связан один довольно забавный случай. На момент своего прибытия в Индию англичане всерьез претендовали на статус главной морской державы и массово использовали символику трезубца в ее первоначаль­ном понимании. Поэтому, увидев статую более чем сухопутного и при этом благообразного Шивы с трезубцем, удивлялись безмерно: зачем ему эта штука? Зато изображения Шивы Бхайравы - многорукого черного страшилища, сжимающего в одной из рук тот же трезубец, - нареканий не вызывали: черт - он и есть черт, ему вилы как раз положены.

В конце XX века трезубец стал одним из главных символов независимой Украины. Выбор, надо сказать, более чем странный.

Море морем, но не стоит забывать и о другом смысловом наполнении этого символа. С одной стороны, вроде бы претендуешь на наследие Боспорского царства, которое как раз и было расположено в Причерноморье и Приазовье, а с другой - ввергаешь свою страну в ад и скрежет зубовный. Правда, есть один важный нюанс. В символе, изображенном на гербе государства, спорили чуть не две сотни лет. Кто-то авторитетно заявлял, что это все-таки трезубец. Кто-то уверял, что это паникадило с тремя свечками. Были и более экзотические версии: скифский скипетр, перевернутый шлем и даже морской якорь. И, как это часто бывает, самая очевидная версия долгое время не при­нималась всерьез. Русский писатель и археолог Степан Гедеонов первым обратил внимание на сходство странного знака и пикирующей хищной птицы: «Знак на гривне может изо­бражать сокола».

Долгие годы эту версию либо осмеивали впрямую, либо попросту не замечали. Пока не пришло время выяснить вопрос, вроде бы не имеющий отношения к символике: много ли правды в истории о призвании варягов на Русь? Центральной фигурой во всей этой истории являлся Рюрик, которого, дескать, призвали княжить, поскольку «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

Однако, по последним данным, дело все-таки было не так.

На территории современной Германии есть область, которая 700 лет назад была вполне независимым государством, причем славянским. Племя принадлежало к поморской археологической культуре. Сами себя они на­зывали бодричами, а столицей у них был город Велеград (современный Мекленбург).

 

 

Язык славянский бодричи, конечно, позабыли, но сохранили целый корпус легенд. Согласно одной из них, когда-то к ним прибыли русские послы из Ладоги и сманили к себе нескольких вождей, в том числе сына князя Годлава. Как звали этого сына - неизвестно. Известно лишь то, что он по праву высокого рода имел право на древнюю княжескую эмблему бодричей - сокола, пикирующего на добычу. Сокол этот назывался рарогом, или ререком, или... да-да, или рюри- ком, это уж зависит от произношения.

Короче говоря, имел место довольно ба­нальный переезд славянского вождя из одной славянской земли в другую. И вождь этот принес с собой свой родовой знак, которым вовсю пользовались его потомки, обосновав­шиеся на новом месте: и сам Рюрик, и князь Игорь, и Святослав, и Владимир, который поместил атакующего сокола на свои монеты и княжеские печати.

Кстати, эмблема атакующего сокола при­шлась очень даже ко двору. Дело в том, что именно в этой птице воплощался, согласно славянской мифологии, огненный дух Рарог, связанный одновременно с культом очага и культом Солнца. Божество это очень древнее, восходящее к незапамятным временам един­ства всех индоевропейских и даже арийских народов.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!


Copyright 2011-2014 © Интернет журнал - 7ded.ru Администрация: email - [email protected]

Пример инклудинга

Этот текст выводится файлом "/includes/myphp/test.php".